Показать предыдущие статьи

Апимондия

пасека весной

Что необходимо сделать, чтобы Апимондия стала драйвером развития отечественного пчеловодства

 

В 2022 году с 5 по 10 сентября в городе Уфе состоится 47-ой Конгресс Международной Федерации Пчеловодческих Ассоциаций «Апимондия». Подготовка к этому мероприятию вышла на финишную прямую. Все регионы нашей страны и особенно с развитым пчеловодством включились в эту работу. В Алтайском крае в этой связи 6 декабря 2021 региональным министерством сельского хозяйства было проведено совещание, в котором приняли участие представители общественных пчеловодческих организаций, крупные пчеловоды и руководители медоперерабатывающих предприятий.

На этом совещании еще раз прошел обмен мнениями по вопросам организации Апимондии в Уфе и участия в нем нашего региона. По единодушному мнению, всех присутствующих на совещании принято решение, что в Апимондии, участвовать необходимо, но вот, как и каким составом осталось неопределенным. Сложилось впечатление, что у организаторов Апимондии как на федеральном, так и на региональном уровне, отсутствует формулировка четкой цели. В следствии чего, организация Апимондии больше похожа на соревнование регионов друг с другом на тему кто круче.

Считаю, что начинать любой проект следует с формулирования цели и доведения этой цели до всех заинтересованных сторон. То есть следует определиться зачем нам нужна Апимондия и что она даст России в целом, и Алтайскому краю в частности.  

Последний раз Апимондия в нашей стране проходила в 1971 году, то есть полвека назад. С тех пор Россия незаслуженно потеряла некогда лидирующее положение в мировом пчеловодстве и не только в связи с распадом СССР на отдельные государства, но и в связи с масштабным кризисом пчеловодной отрасли внутри страны. Поэтому, уверен, что конгресс представляется хорошей возможностью для исправления данной ситуации. Здесь очень полезен опыт наших соседей. Конгресс, состоявшийся в Украине в 2013 году, стал драйвером развития пчеловодной отрасли и вывел Украину в число стран, лидирующих по экспорту меда.

На мой взгляд отечественное пчеловодное сообщество должно поставить две основные цели (есть и другие, но менее значимые, поэтому я не буду останавливаться на них), которые необходимо достичь благодаря этому мероприятию:

Первая цель. Показать всему мировому сообществу огромный потенциал России в области пчеловодства и его развития. Наша страна обладает самой большой территорией в мире и самой разнообразной кормовой базой для пчел. Она представлена не только огромными площадями посевных энтомофильных культур, но и огромными территориями уникальных дикорастущих растений. Сегодня Россия занимает лидирующее положение в мире по разнообразию видов производимого меда. Сегодня в России насчитывается около трех миллионов пчелиных семей, в то время как кормовая база позволяет увеличить это количество не менее чем в пять раз.

Вторая цель. Заключить контракты на экспортные поставки меда и других продуктов пчеловодства. Поставка меда за рубеж приведет к увеличению спроса внутри страны и повышению закупочных цен. А это в свою очередь станет драйвером в развитии отечественного пчеловодства. Для достижения этой цели в составе региональных делегаций должны быть максимально представлены руководители предприятий и крупные пчеловоды, имеющие опыт экспорта меда, либо ставящие такие цели перед собой.

Таким образом организация проведения Апимондии должна в первую очередь ориентироваться на достижение именно этих, а не других целей. Для этого следует огромное внимание уделить форме представления информационных материалов о Российском пчеловодстве на стендах в выставочном комплексе. Правильно расставить акценты, чтобы заинтересовать целевую аудиторию. Представить именно ту информацию и именно в таком виде, в котором ее готовы будут воспринимать потенциальные покупатели меда. Попытаюсь обосновать свою позицию по этому вопросу.

Когда мы говорим о странах с развитым пчеловодством, то нас мало интересует из каких провинций, штатов, кантонов состоит государство и пчеловодство какой территории является наиболее эффективным. Мы говорим в целом о стране. Это применительно и к России. Вряд ли зарубежные участники Апимондии запомнят множество Российских краев и областей, вряд ли даже вспомнят Башкортостан, в столице которого пройдет Конгресс. Но они будут помнить Россию в целом и их будут интересовать общие цифры и показатели, а не то насколько процентов меда собирает один Российский регион больше другого, сколько меда производят крупные пасеки, а сколько ЛПХ и подобные показатели, представляющие интерес для руководителей регионов в рамках «социалистического» соревнования друг с другом.

 В связи с этим предлагаю при оформлении стендов в выставочном комплексе не дробить их по региональному принципу. На мой взгляд, следует сделать по одному большому стенду от каждого федерального округа. Это позволит создать более привлекательные экспозиции при экономии средств. В рамках стенда каждого федерального округа можно представить его регионы.

Мало кто из иностранцев знает о Башкортостане, зато возможно слышали об Урале. Урал – это, мировой бренд. Возможно для иностранцев будет интересно узнать, что регион, ассоциируемый у них с названием Российской нефти, является одним из ведущих по производству меда. Или другая ассоциация. Мало кто за пределами России знает Алтайский край. А вот Сибирь хорошо известна иностранцам и это тоже мировой бренд – визитная карточка страны. Сибирь за пределами России ассоциируется с холодом, снегом и медведями. А оказывается, здесь производится огромное количество меда, в том числе уникальных видов.

Иностранных покупателей будут интересовать обобщенные показатели: виды меда, его количество и цена, применительно ко всей стране. А не то сколько процентов меда производит та или иная территория.

Теперь несколько слов об оформлении информационных материалов.  

Организаторам следует определить целевую аудиторию, то есть основных потенциальных покупателей Российского меда, после чего необходимо обеспечить все информационные материалы на стендах с переводом на языки этих стран. Среди них на мой взгляд необходим перевод как минимум на английский, китайский, японский и арабский языки. Кроме того, все материалы стендов необходимо отцифровать, чтобы любой из участников конгресса имел возможность получить эту информацию в электронном виде.

Надеюсь, эту статью прочитают не только пчеловоды, но и те люди от решений которых зависит организация проведения Апимондии в России.

Показать следующие статьи